Майса одного приятеля. Был он недавно со своей женой в Женеве. Едет в такси и болтает с ней по-русски. Выходит из машины, расплачивается и тут таксист его спрашивает: - Простите, вы сейчас с дамой на иврите говорили? Мой знакомый, никогда не бывавший в Израиле, в полном недоумении спрашивает таксиста: почему, собственно, он так решил? Таксист извиняется и отвечает: - Я тут только недавно вернулся из Израиля, так там все так говорят…

 



 

 

КАРТА САЙТА   http://bobruisk-habad.narod.ru/index/karta_sajta/0-355

 

 
 
 
Ту-би-Шват - Новый год деревьев Земли Израиля
Ту-би-Шват (Новый год деревьев Земли Израиля) - иудейский религиозный праздник, отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю. По григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. По сути, он считается полупраздником, поэтому в этот день разрешено работать. В основе Ту би-Швата лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней засухи, то именно это время и было избрано.
Таатнит Эстер - праздник в память о царице Эстер
Таатнит Эстер - еврейский праздник, отмечаемый за пределами Израиля, установленный в память о царице Эстер (Эсфирь) спасшей евреев в Персии. Эстер жила примерно через шесть столетий после Дворы в городе Сузы - столице громадной Персидской империи, которая простиралась тогда от Индии и до Эфиопии. Случилось так, что Эстер, победив на своего рода конкурсе красоты, стала женой царя Ахашвероша. Была она сиротой, воспитанницей своего двоюродного брата Мордехая, который один отказался падать ниц перед всемогущим царским министром Гаманом - в отличие от остальных подданных, воздававших этому негодяю почти божественные почести. Эстер была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. Узнав от Мордехая о замысле Гамана уничтожить евреев, живших во всем Персидском царстве, Эстер три дня молилась и постилась, прежде чем войти к своему царственному мужу, которому она затем разъяснила подлый замысел Гамана. Так бедная сирота стала царицей, министр Гаман был разжалован и повешен на той самой виселице, которую приготовил для Мордехая, а Мордехай стал вместо него министром.

Пост Эстер - в иудаизме день траура и поста перед праздником Пурим. Начинается утром 13-го Адара и заканчивается до наступления сумерек 13-го адара, в канун праздника Пурим. Если тринадцатое адара выпадает на субботу, пост переносится на предшествующий субботе четверг (11 адара). Во время этого поста (также как и в другие посты) нельзя не только есть, но и пить. Пост был установлен в память о событиях Пурима, когда по инициативе Эстер евреи Персии постились и молились о спасении от истребления их Аманом. Тогда евреи постились три дня. Однако для последующих поколений установили однодневный пост, ибо дольше без воды могут обходиться только особо сильные духом люди. Так как пост Эстер не входит в число четырех упомянутых в Писании общественных постов, законы его соблюдения мягче: не поститься разрешено беременным, кормящим матерям и больным, а также выполняющим тяжелую работу.
Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве
Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в четырнадцатый день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля - началу марта по грегорианскому календарю).

Песах - еврейская Пасха
Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!
Йом ха-Шоа - День Катастрофы и Героизма
Йом ха-Шоа - день Катастрофы и героизма европейского еврейства, в Израиле отмечается по еврейскому календарю 27 нисана. Это день начала восстания в Варшавском гетто. Дата 27 нисана была предложена первым премьер министром Израиля Давидом Бен Гурионом. Он считал 27-е число месяца нисан (день начала восстания в Варшавском гетто) наиболее подходящей датой. В этот день по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны.
Йом а-Ацмаут - День независимости Израиля
День независимости Израиля (Йом а-Ацмаут) - главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю). 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33, против 13 - приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали военные действия. Так территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового. 14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название - Мединат Исраэль (Государство Израиль). Спустя несколько часов после принятия Декларации независимости армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6 000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование Государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут - День Независимости.
Лаг-Баомер
Лаг-Баомер - еврейский праздник. Отмечается в 33 день Омера (18 ияра). Это совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней этого периода. Лаг - то есть буквы "ламед" и "гимель" - это обозначение цифры "33". Лаг-Баомер - тридцать третий день омера, 18 ияра. Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы. По этой причине Лаг-Баомер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться, в молитвах этого дня не говорят "Таханун".
Йом-Йерушалаим - День Иерусалима
Йом-Йерушалаим - провозглашён в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967), в ходе которой Израиль завоевал Старый город. Когда завершилась Война за независимость (1948), еврейское государство контролировало Новый город Иерусалима, а Иордания - Старый город. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены. Но это соглашение не соблюдалось, и в течение 19 лет перед Шестидневной войной иорданцы запрещали евреям входить в Старый город.
Шавуот - праздник дарования Торы
Шавуот - праздник дарования Торы, отмечаемый 6 сивана, на 50 день омера. В этот день, через пятьдесят дней после Песаха, евреи получили Тору на горе Синай. Со дня получения Великой Книги и по сегодняшний день судьбу евреев определяет вера в Бога и преданность Его заветам. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и повсюду. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.
Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава)
Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава) - день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 году до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 году н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 году римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.
Рош Ха-Шана - Новый год
Рош ха-Шана - еврейский Новый год, который празднуют 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко.
Йом Кипур (Судный день) - день покаяния и молитвы
Йом-Кипур - в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Чтобы прийти к Судному Дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом. Человек - не ангел, ему свойственно ошибаться, но Бог всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет Судный День евреям, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год.
Суккот - веселый праздник
Суккот - один из трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая. Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40-а лет.
Шмини Ацерет
Шмини Ацерет - восьмой завершающий день еврейского праздника Суккот. Празднуется 22 числа месяца тишрей. Шмини-Ацерет является самостоятельным праздником. Мы не сидим в "суке", мы не берем «арбаа миним», мы произносим благословение "Шегехеяну" во время зажигания свечей и при совершении "Кидуша" после "Маарива". И тем не менее, Шмини-Ацерет является своего рода завершением праздника Сукот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.
Симхат Тора
Симхат Тора - праздник в иудаизме, празднуемый сразу после Суккот. Этот праздник (радость с Торой) также не связан с Суккот, но и он как бы продолжает последний. Этот день - начала нового цикла чтения Торы - самый радостный и веселый в еврейском году, когда танцует и ликует весь еврейский народ от мала до велика.
Ханука - Освящение Храма
Ханука (обновление, освящение) - еврейский праздник, установленный в память возобновления богослужения в иерусалимском храме в 165 году до н.э., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено вследствие осквернения храма идолослужением по приказу сирийского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день месяца кислева 165 года восстановили богослужение по своему закону. Сохранилось предание, что в храме чудесным образом был найден сосуд со священным елеем для возжигания семисвещника. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Ханука посредством зажигания лампад или свечей в течение недели, начиная с 25 кислева.
25 января, 23-24 февраля, 24 марта, 22-23 апреля ...Рош-Ходеш
Рош-Ходеш - еврейский "малый праздник". Приходится на первый день каждого лунного месяца, за исключением месяца тишрей. Празднуют его обычно один или два дня, в зависимости от длины месяца. Если в месяце 29 дней, Рош-Ходеш празднуют в первый день нового месяца, если же в месяце 30 дней, то празднуют последний день старого месяца и первый день нового.
Седьмой день недели по еврейскому календарю, приходится на субботу Шаббат
Шаббат - в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Шаббат является первенцем среди всех Праздников Господних, и он был установлен Господом изначально еще при сотворении мира. Заповедь о Шаббате самая объемная и подробная из всех Десяти заповедей.
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда - чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.
Все еврейские праздники начинаются накануне вечером после захода первых трех звезд. Также в Еврейском календаре существует немало постов, длящихся от восхода солнца до наступления ночи, и только два поста имеют продолжительность от захода солнца до наступления следующей ночи – Йом Кипур и Тиша бе-Ав.
 
 

Еврейский календарь ведет отсчет с момента сотворения мира и включает в годовой цикл важные общественные события и сезоны (моадим), субботы (шабатот), праздники (хагим) и посты (тааниот), которые определяют направление и ритм жизни еврея.

Год, по еврейскому календарю, делится на двенадцать месяцев, которые в разные годы могут соответствовать различным месяцам общепринятого календаря. Еврейские месяцы состоят из двадцати девяти или тридцати дней. Чтобы уровнять лунный календарь с солнечным был введен високосный год из 13 месяцев. Дополнительный месяц называется адар алеф и всегда состоит из 30 дней и добавляют его семь раз в девятнадцать лет.
Еврейский месяц — лунный, и начинается он, когда на небе появляется новая луна. Первый день каждого месяца называется Рош ходеш (глава месяца). Учитывая трудности, связанные с оповещением многочисленных евреев, которые жили не в самом Иерусалиме, что наступил новый месяц, было принято решение праздновать Рош ходеш в течение двух дней всякий раз, когда предыдущий месяц имел продолжительность 30 дней. Отсюда берет начало обычай отмечать еврейские праздники в странах диаспоры в течение двух дней.
Неделя состоит из семи дней, символизируя шесть дней Творения и Шабат (Шабэс) — субботу — День отдыха.
Еврейский день начинается с захода солнца и заканчивается следующим заходом солнца.
В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь в 325 г. на Никейском соборе была установлена условная дата «Рождества Христова», с которой и началось времяисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Это значит, что к общепринятому теперь европейскому летоисчислению надо прибавить 3761 год, чтобы получить датировку наступающего еврейского года.
В целом расхождение иудейского года с Солнцем составляет всего один день за 200 лет. Иудейский календарь никогда не отставал от Солнца более чем на 22 дня и не опережал его более чем на 8 дней. Поэтому отдельные месяцы (их названия также не похожи на месяцы григорианского календаря) немного передвигаются, но они не «кочуют» по всему календарю в течение года. Основное неудобство этого лунно–солнечного календаря — его необычайная сложность.
У каждого месяца еврейского календаря – свой знак Зодиака.
Тишрэй – первый месяц календарного года, обычно соответствует сентябрю–октябрю григорианского календаря. Тишрей — это месяц, когда был создан мир и утвержден духовный порядок с его законами и ограничениями. Вернее, мир был сотворен 25–го Элула, но именно 1–го Тишрея, в день создания человека, Всевышний «избрал свой мир», т.е. благословил и приблизил его к Себе, создав человека. Это говорит нам, что мир сам по себе является лишь заготовкой, возможностью будущего счастья. Но лишь тогда, когда еврей начинает трудиться в нем, выполняя приказы Творца, он делает из этой заготовки сосуд для раскрытия Б–жественности. И благословение Творца начинает реализовываться. Знак зодиака Тишрэя – Весы.
Хешван – второй месяц года, обычно соответствует октябрю, но нередко выпадает на октябрь–ноябрь. Хешван состоит из 29 или 30 дней. Это единственный месяц в еврейском календаре, на который не приходится никаких знаменательных событий или праздников. Некоторые говорят, что именно поэтому мы называем его мархешван, или горький хешван. Но есть еще и такая легенда: все месяцы, собравшиеся вместе, решили, чтобы его утешить, называть его мархешван, то есть господин хешван. Зодиакальный знак второго месяца – Скорпион.
Кислэв – третий месяц еврейского календаря, соответствует ноябрю–декабрю. В этом месяце может быть 29 или 30 дней. На 25–й день месяца Кислэв приходится начало праздника Ханука, который отмечается в память о восстании Маккавеев против греческого владычества. Знак зодиака Кислэва –Стрелец.
Тэвэт – четвертый месяц еврейского календаря, в нем всегда 29 дней. Тэвэт соответствует декабрю–январю. Зодиакальный знак четвертого месяца – Козерог.
Шват – пятый месяц календарного года, соответствует январю–февралю. Шват всегда состоит из 30 дней. В пятнадцатый день месяца отмечается «Новый год деревьев» (Ту би–Шват). Этот день принято посвящать посадкам новых деревьев. Знак зодиака Швата –Водолей.
Адар – шестой месяц еврейского календаря, обычно соответствует февралю–марту. В високосном году – два месяца Адар. Адар II – дополнительный месяц високосного года. В Адаре II всегда 29 дней, соответствует он марту–апрелю. Зодиакальный знак Адара – Рыбы.
Нисан – седьмой календарный месяц. Он соответствует апрелю–маю, в нем 30 дней.Нисан — месяц чудесного избавления, исхода евреев из Египта. Этот месяц несет в себе чудесные силы, чудеса происходят вне зависимости от поведения или готовности людей — это Б–жественное вмешательство. Символом месяца Нисан является первая из десяти заповедей: «Я Всевышний, Б–г твой, Который вывел тебя из земли египетской».
Центральное событие Нисана – праздник Песах. Знак зодиака Нисана –Овен.
Ияр –восьмой месяц еврейского календаря, он приходится на май–июнь Ияр состоит из 29 дней. Зодиакальный знак Ияра – Телец.
Сиван – девятый месяц с начала еврейского нового года. В месяце сиван всегда 30 дней. Его знак зодиака – Близнецы.
Тамуз – десятый месяц года, начиная с месяца Тишрей, в первый день которого мы отмечаем Рош ха–Шана.
Месяц Ав — одиннадцатый по еврейскому календарю. В месяце Ав всегда 30 дней.
Элуль –последний месяц года в еврейском календаре. В Элуле всегда 29 дней.

При подготовке страницы использован материал сайта http://www.meod.by/ и http://www.ru.chabad.org/ .

Более подробную информацию вы можете получить на сайтах:
http://www.istok.ru/time– n–dates/
http://www.machanaim.org/holid ays/kalend/kalend1.htm
http://hedir.openu.ac.il/kurs/ tora/ou/holidays/kalend/kalend 1.htm
http://www.orhaolam.org/orhaol am/articles/jcalendar.htm
http://www.jewish.ru/calendar/index.php?d=12&mn=8&y= 2007&submit=1&id_sel=1 02
.
 
© bobruisk-habad
 
Map

 

 


 

 


 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

 
 

 

Внимание! Данный сайт является частным проектом. Представленная на нем информация взята с сайтов министерств, мэрий, государственных учреждений, СМИ.

При составлении описаний мы пользовались информацией из различных источников. Мы не несем ответственности за точность данной информации.

Мы убедительно просим, в случае, если Вы обнаружили у нас ошибку, сообщить нам об этом через окно обратной связи.