Майса одного приятеля. Был он недавно со своей женой в Женеве. Едет в такси и болтает с ней по-русски. Выходит из машины, расплачивается и тут таксист его спрашивает: - Простите, вы сейчас с дамой на иврите говорили? Мой знакомый, никогда не бывавший в Израиле, в полном недоумении спрашивает таксиста: почему, собственно, он так решил? Таксист извиняется и отвечает: - Я тут только недавно вернулся из Израиля, так там все так говорят…

 



 

 

КАРТА САЙТА   http://bobruisk-habad.narod.ru/index/karta_sajta/0-355

Центральная База данных имен жертв Холокоста
 
 
Открытие синагоги в Бобруйске в 1944-1953гг.
 
Кишиневский погром 1903 года
 
 
История еврейской общины Беларуси
Первые евреи появились на территории современной Беларуси в XIV в., в эпоху существования Великого Княжества Литовского. Евреев, живших в этом средневековом государстве и их потомков до сих пор называются «литваками». По мнению этнографа М. Членова, к литвакам относили евреев Литвы, Белоруссии, западных районов современных Брянской, Смоленской и южных районов Псковской областей России. От других еврейских этнографических групп они отличались своим северо-восточным диалектом идиша, особыми признаками быта и обычаев.

Первый письменный источник о пребывании евреев на белорусской земле - грамота князя Витовта брестским евреям, датированная 1383 годом.

В XIV и XV веках происходит массовая миграция евреев из немецких городов в Польшу и Великое Княжество Литовское. Переселяются целые общины, которые перевозят свои капиталы, вековые привычки к торговой деятельности, кагальный строй, немецко-еврейский говор (идиш), религиозные традиции и систему талмудическго воспитания. К концу XV века в Польше и Великом Княжестве Литовском живет более 20 тыс. евреев.

До 1495 года в Великом Княжестве Литовском было пять городов с оседлым еврейским населением: Брест-Литовск, Владимир-Волынский, Гродно, Луцк, Троки. В других населенных пунктах евреи встречались в этот период только временно: это Дрогичин, Каменец, Кричев, Минск, Новогрудок.

С 1503 по 1569 год возникли новые еврейские поселения в Кобрине, Пинске, Индуре, Новом Дворе, Турце, Дворце, Ляховичах, Ратно, Слониме, Сураже.

В это же время создано ядро будущих еврейских поселений там, где евреи имели аренду мытней и откупов. Это Витебск, Дрогичин, Каменец-Литовск, Мерочь, Минск, Могилев, Бобруйск, Дрисса, Желудок, Мышь, Новогрудок, Полоцк, Глубокое, Городец, Друя, Молчадь, Мотоль, Мстиславль, Мосты, Острино, Пружаны, Радошковичи, Шерешев.

Александр Ягеллон (великий князь Литовский, с 1501 года - король польский), запутавшись в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, публикует указ «жидову с земли вон выбити». В апреле 1495 года изгнанию подверглись все евреи Великого Княжества Литовского - Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева. Евреи брестской и гродненской общин переселились в соседнюю Польшу и частично - в имения удельных князей литовских.

В апреле 1503 года Александр разрешил евреям вернуться в Великое княжество Литовское, возвратив им отчужденное имущество.

В лице великого князя и короля Жигимонта I Старого (1506-1548) белорусские евреи нашли деятельного защитника. Он укрепил правовое положение белорусского еврейства законодательными актами: освободил их от обязанности выставлять на войну тысячу всадников, уравнял в податном отношении с мещанами, предоставил свободу торговли и ремесла и защитил от произвола воевод и старост, судивших евреев, «яка сами хотят».

Нуждаясь в деньгах для войны с Москвой, Жигимонт задумал в фискальных интересах централизовать власть над евреями и в 1514 году назначил генеральным старшиной всех евреев Великого княжества Литовского таможенного откупщика Михеля Езефовича.

В первой четверти XVI века наиболее цветущие еврейские общины были в Бресте, Гродно и Пинске.

В 1551 году белорусские евреи получили право избрания раввинов. Интересно, что раввин Бреста Мендель Франк титуловался «королевским чиновником», а еврей Шлоймо Израилович был назначен депутатом при Виленском воеводстве. Наиболее знатные евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими.

В то же время Статут 1529 года запрещал евреям иметь невольников, а Статут 1566 года определял одежду, которую обязаны носить евреи. В частности, они не должны были носить дорогие платья с золотыми цепями. «Пусть носят они желтые шляпы или шапки, а жены их - повойники из желтого полотна, чтобы всякий мог отличить еврея от христианина».

В период с 1569 по 1667 год возникли новые еврейские поселения: Пуховичи, Малеч, Могильно, Слуцк, Смоляны, Брагин, Высоко-Литовск, Копыль, Коссово, Лида, Несвиж, Раков, Радунь, Ружаны, Селец, Словатичи, Сморгонь, Тимковичи, Туров, Гомель, Горки, Копысь, Койданово, Логишин, Любеч, Мозырь, Ошмяны, Речица, Старо-Быхов, Чериков, Узда, Чаусы, Чечерск, Шилов, Зельва.

Высшим органом еврейского самоуправления являлись Ваады – съезды раввинов и кагальных представителей. Ваад коронных, или польских, евреев существовал с 1580 по 1764 год, еврейские общины Белоруссии объединялись в составе т. н. «Литовского Ваада», сотрудничавшего с существовавшим в Польше Ваадом Четырех Земель. В 1623 году в Брест-Литовске собрался первый Ваад белорусских и литовских общин, маршалком (председателем) которого до самой своей смерти состоял брестский раввин Меир Валь, сын легендарного польского «короля» Шауля (Саула) Валя.

В 1654 году началась война между Москвой и Речью Посполитой, принесшая белорусским евреям неисчислимые бедствия. Их снова грабили, убивали и изгоняли из городов, завоеванных русской армией. В 1648 году на Украине началось восстание казаков под командованием Зиновия-Богдана Хмельницкого. Десятки цветущих еврейских общин на Украине были разгромлены, тысячи беженцев хлынули в белорусские и литовские местечки. Однако вскоре восстание охватило часть Белоруссии и Литвы. От рук казаков погибло более 2 тыс. евреев Гомеля. «Огнем и мечом» казаки разорили пинскую еврейскую общину и весь Пинский округ.

В XVII в. белорусские евреи пострадали от погромов Богдана Хмельницкого и вторгшихся в 1655 г. русских войск. В ходе восстания Богдана Хмельницкого и последовавших за ним русско-польской и польско-шведской войн погибло около 86 тысяч евреев.

В результате разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. территория Белоруссии вместе с проживавшими там евреями отошла к Российской Империи.

После первого раздела Речи Посполитой в составе России оказалось около 55 тыс. белорусских евреев. Сенатским указом 1775 года было узаконено существование кагалов. По представлению генерал-губернатора Чернышева, евреи в Белоруссии были выделены в особую податную и сословную единицу. С 1780 года евреи получили право записываться в купечество и участвовать в сословно-городском самоуправлении.

Вскоре все евреи Белоруссии попали в «черту оседлости». По специальному указу Екатерины II, c 1791 года еврейское население удерживалось в границах его расселения. В 1794 году узаконена расширенная «черта оседлости». Евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в губерниях: Минской, Изяславской (впоследствии Волынской), Брацлавской (Подольской), Полоцкой (Витебской), Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и области Таврической. Днепр по двум его берегам сделали центральной рекой «еврейской территории».

Примерно в это же время в некоторых частях страны распространяется хасидизм.

Хотя евреев в то время еще не брали на действительную военную службу, немалое число белорусских евреев приняло активное участие в Отечественной войне 1812 года на стороне русской армии. Они были искусными разведчиками и умелыми снабженцами.

11 апреля 1823 года последовал высочайший указ, чтобы в белорусских губерниях, евреи прекратили винные промыслы и содержание аренд и почт, а к 1825 году переселились в города и местечки.

Первая для детей российских евреев школа 1-го разряда (низшая) была учреждена в 1847 году в Минске.

Согласно переписи 1897 г., в Беларуси проживало более 900 тысяч евреев – 21,1% еврейского населения черты оседлости Российской империи. При этом они являлись второй по значимости - после титульной этнической - группой на белорусских землях, опережая по количественным показателям и удельному весу даже традиционно многочисленную польскую диаспору.

В 1897 году в Витебске жило 34 440 евреев (52% населения города), в Бресте – 30 260 (65%), в Гродно – 22 684 (48%), в Минске – 47 652 (52%), в Пинске – 21 065 (74%), в Слуцке – 10 264 (77%), в Могилеве – 21 547 евреев (50%), в Гомеле – 20 385 (55%).

В конце XIX века от 25% до 38% евреев в местечках Белоруссии жили за счет благотворительности, а многие эмигрировали в США и другие страны.

Представители различных еврейских социалистических групп в октябре 1897 года собрались в Вильно и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (сокращенно на идиш - Бунд).
В конце 1901 года в Минске состоялся также съезд общества под названием «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»).

Когда летом 1903-го был организован еврейский погром в Гомеле, еврейская молодежь города впервые в истории еврейских погромов в России сумела создать отряд самообороны и успешно отразить натиск погромщиков. Участники этого отряда самообороны, переселившись в Палестину положили начало второй алии и основали организацию «Ха-Шомер».

На белорусской земле существовали крупные ешивы - в Воложине, Любавичах, Мире, Слониме, Слуцке. Сюда стекалась еврейская молодежь из многих стран мира.

Важное место в жизни белорусских евреев занимали синагоги. В 1917 году их было: в Минске – 83, в Могилеве - 50, в Бобруйске - 42, в Витебске - 30, в Гомеле - 26. Февральская революция 1917 года ликвидировала «чёрту оседлости». 20 марта 1917 года Временное правительство приняло «Постановление об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений». Все еврейские партии вышли из подполья. В результате свободных выборов председателем городской думы Минска стал член Бунда Арон Вайнштейн. На выборах в Учредительное собрание в Минской губернии за сионистов проголосовало 65400 человек, за Бунд и меньшевиков - 16270. Сионист Ю. Бруцкус был избран депутатом Учредительного собрания. В Минске начали издаваться несколько еврейских газет: еженедельник «Дос идише ворт» («Еврейское слово»), ежедневная газета «Дер векер» («Будильник»), легальная сионистская газета «Дер ид» («Еврей»).

В 1919-1922 годах белорусские евреи стали жертвами погромов со всех сторон: и польских войск, и банд Булак-Булаховича, и частей, находившихся под идейным руководством Бориса Савинкова, и просто банд грабителей («зеленых»), и частей Красной Армии, На территории Белоруссии в этот период было учинено 225 погромов.

Первая мировая и Гражданская войны привели к ускорению процесса урбанизации белорусского еврейства и его массовому оттоку за пределы республики. В 1920-х годах в результате нэпа была разрушена хозяйственная структура еврейского местечка. Десятки тысяч бывших ремесленников и торговцев лишились не только постоянного заработка, но и гражданских прав (стали «лишенцами»).

Октябрьская революция разделила белорусских евреев на два лагеря. Одна часть приняла активное участие в борьбе за установление советской власти, а другая, меньшая, была настроена антисоветски.

В июне 1919 года комиссариат по еврейским делам Наркомнаца обнародовал решение о роспуске еврейских общин и потребовал сдать ему их имущество.

После установления советской власти (1920 г.) еврейская община была распущена, еврейские партии ликвидированы, язык иврит запрещен, как и обучение в хедерах и иешивах, преследовались еврейские учителя-меламеды, закрывались синагоги. Советская власть создала для евреев советскую систему образования, просвещения и культуры на языке идиш без национальных традиций и национальной культуры. Кроме бундовской газеты «Дер векер», все еврейские издания были запрещены.

В 1920-1930-х годах в БССР было четыре государственных языка: белорусский, русский, еврейский (идиш) и польский. Если в 1924-1925 учебном году в БССР работало 87 начальных и 42 семилетние еврейские школы с обучением на идише, то в 1926-1927 учебном году количество начальных школ увеличилось до 147, а семилетних - до 53. В них обучалось 24 тыс. учащихся. В начале 1920-х годов были открыты три еврейских педагогических техникума. В Белоруссии работали еврейские отделения рабфаков, педфаков, кафедра еврейского языка Горецкой сельхозакадемии, еврейская секция этнолого-лингвистического факультета БГУ, еврейский зоотехникум и т. д. Но в конце 1930-х годов еврейское образование в БССР было фактически ликвидировано. В июле 1924 Года был учрежден еврейский отдел института белорусской культуры, затем преобразованный в еврейский сектор Белорусской академии наук. В 1932 году создан Институт еврейской пролетарской культуры. В 1935 году в системе Белорусской академии: наук был организован Институт национальных меньшинств, который закрыли уже в 1936 году. В Минске был открыт еврейский сектор в Институте белорусской культуры, в библиотеке им. В. И. Ленина, в БГУ на педагогическом факультете.

В 1926 году в Минске создан Белорусский государственный еврейский театр, который возглавил Михаил Рафальский, а в 1929-м-еврейская хоровая студия под руководством композитора Самуила Полонского.

В БССР издавались еврейский ежемесячный литературный журнал «Штерн», двухнедельный журнал «Дер юнгер арбетер», ежедневная, газета «Октябрь», еврейская пионерская газета «Дер юнгер ленинец». В 1929 году в Минске было издано 55 наименований еврейских книг.

Вторая половина 1920-х - первая половина 1930-х годов стали воистину периодом расцвета еврейской культуры Белоруссии. Еврейская культура Белоруссии дала миру таких известных художников, как Марк Шагал, Хаим Сутин, Иегуда Пэн, Соломон Юдовин, Меир Аксельрод.
К концу 1930-х гг. в Белоруссии проживало около 400 000 евреев.

В 1939 году в БССР проживало 375 тыс. евреев. В сентябре 1939 года, после нападения Германии на Польшу, к БССР была присоединена территория Западной Белоруссии. После присоединения Западной Белоруссии в 1939 г. численность еврейского населения возросла, по разным оценкам, до 800 000 – 1 000 000 человек.

Накануне Великой Отечественной войны на территории Белоруссии проживало около 1 млн евреев.

Великая Отечественная война стала Катастрофой белорусского еврейства. В 1941-1945 годах здесь погибло 983 тыс. евреев, в том числе 85 тыс. иностранных евреев. На территории 207 населенных пунктов было создано более 300 гетто. Большая часть узников Минского, Полоцкого и других гетто и евреи стран Европы были уничтожены в Тростенецком лагере смерти.

В тяжелых условиях гетто возникло антифашистское движение. Подпольные группы действовали в Минском, Слонимском, Барановичском, Бобруйском, Гродненском, Брестском и других гетто. Во многих гетто накануне подготовки фашистами массовых расстрелов происходили восстания. Большинство вырвавшихся на свободу узников приняли активное участие в партизанском движении.

На территории БССР действовало более 10 еврейских партизанских отрядов. В рядах белорусских партизан в 1941-1944 годах сражалось около 12 тыс. евреев.

23 белорусских еврея стали Героями Советского Союза. Полными кавалерами ордена Славы стали два белорусских еврея. В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота служило 62 генерала и 4 адмирала-еврея – уроженцев Белоруссии.

В ходе послевоенной антиеврейской кампании «борьбы с космополитами» в республике были закрыты все еврейские школы и культурные организации. В 1945-1946 годах волна антисемитизма прокатилась по многим населенным пунктам Белоруссии. Кроме заместителя председателя СНК Г. Б. Эйдинова. евреев на уровне высшего партийного и государственного руководства республики не осталось. После убийства в Минске в 1948 году выдающегося еврейского артиста С. М. Михоэлса, в БССР, как и по всей стране, началась антисемитская вакханалия. Евреев арестовывали только за то, что они изучали иврит и идиш, читали книги Шолом-Алейхема.

В 1940-е – 1950-е гг. была практически прекращена деятельность религиозных общин.

В 1960-е – 1970-е гг. Беларусь становится одним из центров «антисионистской пропаганды». Разгул государственного антисемитизма в 1970-х годах привел к тому, что в 12-томной «Беларускай Савецкай Энцыклапедыи» не было даже статьи «Евреи». В этом издании не нашлось места Марку Шагалу и Хаиму Сутину.

Численность еврейского населения республики в послевоенный период сократилась со 150 000 в 1959 г. до 112 000 в 1989 г. В 1959 году в Белоруссии насчитывалось 150 тыс. евреев. По переписи 1979 года в БССР жили 135 тыс. евреев, а в 1989 году - 112 тыс.

Главным фактором сокращения численности стали в 1970-е - 1990-е гг. миграционные процессы и ассимиляция. До 1989 г. эмиграция евреев из Советского Союза не носила массового характера. С 1979 г. по 1988 г. из БССР выехало 9 955 евреев.

С 1970-х годов минские евреи стали проводить 9 Мая митинг «на Яме» у памятника погибшим в гетто, который был установлен в 1947 г. Этот памятник - первый в СССР, на котором сделана надпись на идиш: «Евреям – жертвам нацизма». В 1970-е гг. в городе началось движение за национальное достоинство и право на репатриацию: появились подпольные ульпаны по изучению иврита, истории и традиций. Особенно активно эта деятельность развернулась в середине 1980-х гг.

Разрешение свободного выезда за границу в 1989 г. положило начало массовой алии в Израиль. Пик эмиграции в Израиль из Белоруссии приходится на 1989 - 1991 гг. За три года туда выехало 62 389 человек.

Первые еврейские организации в Беларуси возникают в конце 1980-х гг.
В 1988 г. создается Минское общество любителей еврейской культуры (МОЛЕК), а в 1991 г. официально регистрируется Белорусское объединение еврейских организаций и общин, вошедшее в состав Ваада СССР.

В 1989 - 1994 годах число репатриировавшихся из Белоруссии в Израиль составило 49 243 человека. За это же время еврейская эмиграция в Соединенные Штаты и другие страны составила 227 000 человек.

Согласно данным переписи 1999 г., еврейское население в республике составляло 27810 человек, в то время когда только одна благотворительная организация «Хесед» обслуживает более 18 тысяч человек пенсионного возраста. Исходя из этого, даже с учетом возрастных диспропорций, характерных для современной демографической ситуации, по самым приблизительным подсчетам евреев в республике должно проживать не менее 50-60 тысяч.

Больше всего евреев живет в столице Белоруссии, Минске. Остальные действующие крупные общины находятся в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве, Гродно, Бобруйске, Полоцке, Мозыре, Барановичах и Пинске. В Республике Беларусь в настоящее время нет Закона о реституции, который позволял бы возвращать собственность юридическим или физическим лицам. Единственная возможность существует для действующих, официально зарегистрированных религиозных общин - по решению местных властей им, как правопреемникам, в собственность могут быть переданы культовые здания, ранее принадлежавшие данным конфессиям. Наиболее представительная из ныне действующих еврейских организаций в стране - Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕООО), возглавляемый заслуженным архитектором Республики Беларусь, лауреатом Ленинской премии Леонидом Левиным. СБЕООО является членом Евроазиатского еврейского конгресса, активно сотрудничает с Всемирным еврейским конгрессом, Европейским еврейским конгрессом и другими международными еврейскими организациями.
 
История еврейской общины Бобруйска
Первые письменные сведения о Бобруйске относятся к середине XIV столетия. В те далёкие времена город принадлежал минскому князю Скиргайле, сыну великого князя Литовского Гедимина. В XVI столетии Бобруйск являлся центром волости, а с 1566 года - староства. В середине XVI века Бобруйское староство упоминается среди владений великого князя Литовского, а позднее городом владели крупные магнаты М.Радзивилл, О. Гаштольд, П. Трызна, а с 1639 года - польская королева Цецилия Рената, жена короля Владислава IV.
Второй четвертью XVI столетия датируется первое упоминание Бобруйска в еврейских источниках. В городе евреи арендовали мыты (таможни) и откупы (исключительное право на сбор каких-либо налогов, продажу определённых видов товаров). Во второй половине XVI - XVIII столетии еврейская община Бобруйска не принадлежала к числу основных. Скорей всего, материальное положение бобруйских евреев также было далеко от идеала. Так, 6 мая 1702 года евреи Бобруйска были приговорены Трибунальным декретом (имеется в виду декрет Главного литовского трибунала, созданного в 1581 году, - высшего апелляционного суда Великого княжества Литовского к "инфамии" (потере гражданской чести) и уплате штрафа за невнесение в течение двух лет почтовой повинности (установлена на Сейме 1673 года) в размере 40 польских злотых. В 1766 году в Бобруйске насчитывалось 395 (по другим данным 359) евреев-плательщиков подушного налога. Подушный налог взимался с каждого еврея государства, которому исполнился один год. Для сравнения приведём данные по некоторым другим общинам Великого княжества Литовского. Например, в Минске подушный налог платили 1322 еврея, а в Пинске - 1277.
В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой (в 1569 году Великое княжество Литовское и Польское королевство объединились, образовав Речь Посполитую), Бобруйск входит в состав Российской империи, а в 1795 году обретает статус города и уездного центра Минской губернии. Город становится частью т.н. "черты оседлости", установленной властями империи. После этого еврейское население города увеличивается, причём довольно быстрыми темпами. Необходимо отметить, что тенденции к увеличению еврейского населения Бобруйска наметились ещё в начале и середине XVIII столетия. Причинами тому были, кроме натурального прироста, миграция из Польши и Украины. В 1808 году в Бобруйске было 504 еврея. В 1847 году еврейское население города составило 4702 человека, а в 1861 уже - 8861. Результаты самой точной и достоверной российской переписи 1897 года для Бобруйска выглядели следующим образом: 34336 жителей, среди которых 20760 евреев (60% всего населения). В 1914 году в городе насчитывалось 25876 евреев (61% всего населения).
 
 Немного статистики по Бобруйскому уезду (данные вместе с г. Бобруйск):
1) Купцы:      Год        Евреи       Христиане 
                     1797          61                 88
                     1805          39                 47


2) Мещане:   Год         Евреи       Христиане
                    1797          775              392
                    1805         1195             510


3) Еврейские общества Бобруйского уезда:
Год          Бобруйское         Глуское          Паричское
1847            4702                    3148                  1888

По городам, деревням, сёлам и местечкам Бобруйского уезда ситуация на 1897 год была такой (в таблицу входят лишь населенный пункты с числом жителей более 500 человек, в которых еврейское население доходило до 10%):
Тип поселения     Название    Общее число жителей    Еврейское население
деревня                Воротынь                694                                   63
местечко              Глуск                      5328                                 3801
село                     Горки                      711                                     90
местечко             Городок                  766                                    387
село                    Дороги Новыя        851                                    122
село                    Заболотье                539                                    55
кол.                    Коловищи II            544                                    528
местечко            Любань                   766                                    732
местечко           Любоничи               506                                     506
                      Лясковичи Великие    495                                       62
местечко           Озаричи                  1356                                  1308
деревня           Пастовичи                 650                                       71
деревня             Поречье                   495                                       54 
                          Речен                       899                                      98
местечко         Свислочь                1787                                     1720
деревня          Симоновичи              664                                        77
              Слободка Костричская       739                                      82
деревня              Старцы                   507                                      53
местечко           Угаричи                3884                                     3132
местечко           Уречье                  509                                       483
местечко           Щедрин
(еврейское - Селиба)                      4234                                     4022

Источник: Еврейская Энциклопедия. Т,4, С.687-88.
 
4 июня 1810 увидел свет указ императора Александра I о строительстве Бобруйской крепости. 29 февраля 1812 года император снова издаёт указ, касающийся Бобруйска. Указом евреям запрещается строить какие-либо здания на территории крепости. В Российской империи для евреев была введена обязательная воинская повинность. Это стало причиной того, что и евреи-солдаты служили в Бобруйской крепости. Еврейская община города оказывала всяческую помощь солдатам-евреям. В 1882 году военное начальство дало разрешение на создание фонда помощи солдатам, была открыта специальная столовая. Если зимой кошерное питание в ней получали около 150 человек, то летом - до 300.
Вообще же еврейская благотворительность была широко развита в Бобруйске. Бикур-Холим (братство помощи больным евреям) было крупнейшей благотворительной организацией города в середине XIX столетия. Братство в 1863 году построило больницу, имевшую женское и мужское отделения. Причём, лекарства отпускались больным по пониженным ценам, иногда даже бесплатно. Имелось в Бобруйске и погребальное братство. Пожертвования богатых горожан, членские сборы, взносы в синагогах, на свадьбах, собраниях и т.д. - таковы были источниками финансирования благотворительных заведений.
В 1875 году купчиха Лозинская основывает общество по сбору одежды для бедных, а в 1883 году в память о своей матери Рабинович открывает дом для бедных на 26 человек. В 1882 году по инициативе Б. Голанда в Бобруйске начинает действовать общество взаимопомощи. Сам Голанд пожертвовал на его основание 1000 рублей. Ссуды давались под залог или поручительство богатых горожан. Кредит погашался еженедельно на протяжении полугода, а процент был необременительным. Для бедных он и вовсе отсутствовал. В 1887 на средства еврейской общины была открыта городская больница, которой руководил Исидор Самойлович Фейертаг. Летом 1893 году по инициативе Шнеерсона, Гинцбурга и Клеермана начала функционировать дешёвая столовая.
Как свидетельствуют данные переписей, расцвет еврейской жизни в Бобруйске пришёлся на конец XIX - начало XX столетия. Основными хозяйственными занятиями бобруйских евреев в то время были изготовление одежды и торговля продуктами сельского хозяйства. Особенно преуспели евреи в заготовке и продаже леса, который отправлялся в южные области России и прибалтийские порты. Самыми распространёнными занятиями среди жителей Бобруйского уезда были: изготовление одежды (занято около 4400 человек) и торговля продуктами сельского хозяйства (2000).
Бобруйск XIX столетия - один из центров духовной жизни евреев Беларуси. Раввины города были известны далеко за пределами Беларуси. В разное время в Бобруйске жили: руководитель хабадского хасидизма Мордехай Барух Эттингер, Хиллел из Парича, Шмария Ноах Шнеерсон и другие. Среди митнагдим особо выделяются фигуры Яакова Давида Вайловского (Ридбаз) и Рафаэля Шапиро, позднее ставшего главой знаменитой Воложинской иешивы.
Прославило Бобруйск и издательство Яакова Кохена Гинзбурга. Книги издательства Гинзбурга (молитвенники и т.д.) были известны далеко за пределами Бобруйска и Беларуси. Издательство просуществовало до 1928 года. Именно, издательство Яакова Кохена Гинзбурга выпустило последнее в СССР произведение еврейской религиозной литературы ("Ягдил Тора"). В начале XX столетия в Бобруйске действовали следующие учебные заведения: Талмуд-тора, два мужских народных училища (в одном из них действовало ремесленное отделение), два женских общеобразовательных и одно женское профессиональное училище. К 1917 году в городе насчитывалось сорок две синагоги.
В конце XIX - начале XX столетия Бобруйск обретает славу центра политической жизни белорусского еврейства. В городе действовали сионистские организации, однако наибольшую популярность завоевал Бунд ("Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России"). Бундовцы развернули свою деятельность в Бобруйске в конце 1897 года. Бобруйск, где действовала бундовская типография, стал одним из главных центров организации. В апреле 1898 года в бобруйской типографии Бунда были изданы манифест и решения I cъезда РСДРП, который состоялся с 1 по 3 марта 1898 в Минске. В июле 1898 году типография была захвачена полицией, свыше 70 человек - арестованы.
В 1917 году рухнула Российская империя. Начался долгий период нестабильности. Власть переходила из рук в руки. По Беларуси прокатилась волна еврейских погромов. Особенно "отличились" в деле организации погромов польские войска (с августа 1919 по июль 1920 Беларусь была ими оккупирована). Один из самых жестоких погромов произошёл в Бобруйске: озверевшие солдаты польской армии зарывали живых людей в землю.
В 20-е годы еврейская община Бобруйска сократилась. В 1926 году в городе проживало 21558 евреев (42% всего населения). В 20-е годы создались благоприятные условия для развития еврейской культуры и образования в Беларуси. В то же время репрессии обрушились на религиозную жизнь евреев. Ещё в 1922 Народный Комиссариат просвещения Беларуси издал специальный приказ, запрещавший деятельность хедеров и иешив. В 30-е годы наметилась тенденция к сворачиванию деятельности национальных культурных учреждений и школ. Тем не менее, ещё в 1939 году в Бобруйске существовало несколько еврейских школ, преподавание в которых велось на языке идиш.
22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война. Уже 28 июня немецко-фашистские захватчики вошли в Бобруйск. В Беларуси нацисты начали устанавливать "новый порядок". Адская машина смерти заработала. В июле 1941 года в деревне Каменка Бобруйского района (9 километров от Бобруйска, на правой стороне Варшавского шоссе) в семь часов утра было расстреляно 250 евреев. В Бобруйске было создано два гетто, узниками которых стали более 20 тысяч человек. 7 ноября 1941 года в той же деревне Каменка было уничтожено 10.000 бобруйских евреев. Вот выдержка из донесения начальника полиции безопасности и СД о действии айнзацгрупп на оккупированных территориях СССР с 1 по 31 декабря 1941 года: "В Бобруйске, сразу после ухода частей полиции безопасности и СД, евреи опять активизировались. Они перестали носить опознавательные знаки, отказались работать, вступили в связь с партизанами и вели себя вызывающе по отношению к оккупационным властям. Поэтому в ходе специально проведённой акции был расстрелян 5281 еврей. Город Бобруйск и его окрестности, таким образом, теперь свободны от евреев".
В 1942 году в распоряжение немецких военно-воздушных сил прибыл транспорт с евреями из Польши. Более 3 тысяч евреев были доставлены в район Бобруйска после подавления восстания в Варшавском гетто. Нацисты использовали их на земляных работах, а потом расстреляли.
На территории Беларуси нацисты и их пособники действовали с беспримерной жестокостью. Один из таких предателей, бывший коммунист Шкуров вбивал гвозди в голову раввина Бобруйска Ицхока Беспалова.
С 15 по 29 января 1946 года в Мин
.
 
© bobruisk-habad
 
Map

 

 


 

 


 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

 
 

 

Внимание! Данный сайт является частным проектом. Представленная на нем информация взята с сайтов министерств, мэрий, государственных учреждений, СМИ.

При составлении описаний мы пользовались информацией из различных источников. Мы не несем ответственности за точность данной информации.

Мы убедительно просим, в случае, если Вы обнаружили у нас ошибку, сообщить нам об этом через окно обратной связи.